Рынок называют монополизированным, если на нем присутствует всего один производитель. Под монополией при этом понимают как фирму, работающую на монополизированном рынке (иначе именуемую монополистом), так и сам рынок.
Кроме единственного производителя на монополизированном рынке присутствует множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь небольшую часть производимого товара. И из-за своей слабости и многочисленности ни один из покупателей не способен воздействовать на рыночную цену.
Чтобы существовала реальная монополия необходимо, чтобы реализуемый на рынке товар не имел близких субститутов, в противном случае возникает конкуренция между монополистом и производителями субститутов, т.е. вместо монополии возникает монополистическая конкуренция. Так например, невозможна абсолютная монополия на рынке транспортных самолетов, если имеются независимые производители пассажирских самолетов, ибо последние можно переделать в транспортные.
В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:
Естественные монополии можно разделить на :
Таким образом, естественная монополия является наиболее защищенным от проникновения конкурентов видом монополии, поскольку при естественном ходе событий, не предполагающем технологических скачков, изменений законов и резкого роста спроса, появление конкурентов у естественных монополистов просто невозможно. Более того, интересной чертой естественной монополии является то, что и государство не может с ней бороться с помощью насильственного повышения конкуренции (например, за счет разделения фирмы-монополиста на несколько отдельных фирм). Это объясняется неэффективностью существования нескольких производителей на рынке.
Неустойчивость рынка совершенной конкуренции.
Максимизация прибыли и оптимизация объема производства в условиях Монополии.
Вернуться в раздел: Монополия.
ЭконТеор: 2010 - 2018.