Стандартная версия страницы.
Микроэкономика: Монополистическая Конкуренция.
Что такое монополистическая конкуренция. Отличительные черты монополистической конкуренции.
На рынке потребительских товаров и услуг хотя и существует множество продавцов, но они отличаются доступностью для покупателя, а также отличаются производимой ими продукцией. Вот такую ситуацию, когда между производителями существуют отличия, мы и будем рассматривать в этой главе.
Итак, монополистическая конкуренция – такой тип рынка, на котором 1) присутствует большое количество производителей; 2) производители продают сходный товар, но продукт каждого из производителей отличается от продукта других.
Заметим:
- Если фирмы производят одинаковый товар, однако отличаются доступностью для потребителей, то они подпадают под определение данное выше.
- Производимые фирмами товар могут иметь одинаковые потребительские свойства, но могут отличаться производственными показателями качества.
- Производители могут реально выпускать одну и ту же продукцию, однако за счет рекламы, сервиса и дополнительных услуг, предоставляемых покупателю, производители делают свои товары различающимися для покупателей.
Примерами рынков монополистической конкуренции являются рынок услуг или розничной торговли, например многие потребители посещают ближайшую парикмахерскую к месту их жительства, как и ближайшую булочную; но общее число фирм на таких рынках огромно. Другим примером являются рынки большинства товаров длительного потребления, в частности бытовой техники. На этих рынках небольшое число производителей выпускает товары отличающиеся по своим характеристикам, причем дополнительные различия товаров создаются за счет проведения рекламных компаний и акцентировании внимания потребителей на отдельных отличительных чертах товаров.
Среди основных отличительных черт монополистической конкуренции мы можем выделить:
- Большое число производителей на рынке. Каждый из производителей является монополистом в своей нише.
- Дифференцированная продукция.
- Потребители обладают информацией не только о ценах разных производителей, но и качествах производимого ими товара.
- Производители также обладают информацией о ценах и объеме производства своих конкурентов, но мало используют эту информацию.
- Вход на рынок и выход с рынка свободен для производителей.
- На рынке могут присутствовать транзакционные издержки, затрудняющие потребителям доступ к продукции некоторых фирм и создающие географическую сегментацию рынка.
- Поскольку каждый производитель является монополистом в своей нише, он может самостоятельно устанавливать цену на свой товар (в отличие от рынка совершенной конкуренции.)
- Непосредственно конкурируют фирмы, находящиеся в наиболее близких рыночных нишах.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
Условия существования ренты на дуопольном рынке. Превращение дуополии в триополию и монополию.
Кривая индивидуального спроса для производителя в условиях монополистической конкуренции.
Вернуться в раздел: Монополистическая Конкуренция.