Стандартная версия страницы.
Микроэкономика: (Двусторонний) Рынок совершенной конкуренции.
Неустойчивость рынка совершенной конкуренции.
А теперь мы покажем, что рынок совершенной конкуренции не идеален. У этого рынка есть недостатки как с точки зрения его участников, так и с точки зрения внешнего наблюдателя. Проявляются эти недостатки через неустойчивость положения участников рынка и самой рыночной организации. Можно выделить несколько аспектов неустойчивости рынка совершенной конкуренции:
- Неустойчивость при экономическом кризисе. Сильные колебания спроса на рынке способны привести к очень сильным колебаниям цен и прибыли производителей. А поскольку равновесным состоянием на рынке совершенной конкуренции является отсутствие экономической прибыли, то ни одна из фирм на рынке не может противостоять кризису, и банкротство угрожает каждой из этих фирм.
Заметим, что, например, на монополизированном рынке монополист получает постоянную монопольную ренту, которая выступает своеобразной подушкой безопасности при наступлении кризиса.
- Неустойчивость к возникновению перепроизводства и дефицита. Слишком большое количество фирм на рынке делает не предсказуемой реакцию производителей на изменение спроса, в частности, рост спроса вполне может вызвать эйфорию у производителей и они слишком сильно повысят объем производства.
- Неустойчивость к давлению. На рынке совершенной конкуренции фирмы не защищены от давления со стороны организованных поставщиков факторов производства; а также со стороны организованных потребителей.
- Неустойчивость к олигополизации и монополизации. Если появляется новая технология, при которой оптимальный объем производства сопоставим с рыночным спросом, тогда оказывается, что у рынка совершенной конкуренции нет никаких защитных механизмов против захвата рынка всего несколькими производителями.
- Неустойчивость к картельным соглашениям. Но даже если оптимальный масштаб производства у каждого из участников рынка невелик, рынок совершенной конкуренции все равно не защищен от монополизации в форме картельного соглашения. Дело в том, что картель дает своим участникам гарантии прибыли, объема производства и частичной защищенности от флуктуаций спроса.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
Формальные модели для фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Определение Монополии. Виды монополий. Естественная монополия. Условия Возникновения Естественной монополии.
Вернуться в раздел: (Двусторонний) Рынок совершенной конкуренции.