Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Монополия.
Максимизация прибыли и оптимизация объема производства в условиях Монополии.

Максимизация прибыли в условиях монополии отличается от максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции! Как и почему это происходит, мы и выясним в этом параграфе.

Будем считать, что у производителя имеется функция (суммарных) издержек, показывающая зависимость издержек от объемов производства. (Данная функция есть интеграл от функции предельных издержек и, одновременно, произведение средних издержек на объем производства.) В настоящее время мы не будем уточнять характер функции издержек, т.е. не будем определять, какие из издержек фиксированы.

Теперь обратим внимание на существенное отличие между монополизированным рынком и рынком совершенной конкуренции : В то время, как на при совершенной конкуренции кривая индивидуального спроса для производителя вырождается в (практически) горизонтальную прямую, на монополизированном рынке кривая индивидуального спроса для производителя совпадает с кривой рыночного спроса, которая (как правило ) имеет отрицательный наклон. И будем считать, что кривая рыночного спроса также известна производителю. Для начала мы можем изобразить задачу максимизации прибыли монополией графически:

График

Прибыль монополии.

Проведем алгебраический анализ ситуации. Итак, целью производителя является максимизация прибыли, которая равна разности между доходом от реализации продукции и издержками :

Pf (Q) = P(Q) · Q – C(Q)
Здесь P(Q) – функция, обратная к функции спроса, т.е. функция, определяющая рыночную цену в зависимости от объема продаж на рынке.

Условием максимизации прибыли будет равенство нулю производной правой части этого выражения, рассчитанной с учетом правила дифференцирования произведения :

В результате получилась формула, в которой по сравнению с критерием максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции, присутствует лишнее слагаемое, которое стоит у нас первым справа. Это слагаемое можно переписать с учетом эластичности спроса :

Критерий оптимальности объема производства монополии

Т.е. оптимальный объем производства для монополиста всегда меньше, чем для фирмы в условиях совершенной конкуренции; а цена на продукт монополиста всегда выше.

С другой стороны, чем быстрее растут предельные издержки производства, тем меньше разница между оптимальными объемами производства для монополиста и для фирмы в условиях совершенной конкуренции.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Определение Монополии. Виды монополий. Естественная монополия. Условия Возникновения Естественной монополии.

  Монопольная рента. Устойчивость положения монополиста.

Вернуться в раздел: Монополия.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.