Итак, реальные рынки несовершенны. Это выражается в первую очередь в недостаточности информации и в неполноте информации. Например, недостаточность информации выражается в том, что нередко на рынке покупатель не знает о всех ценах предложения и его объеме, а продавец не знает о всех покупателях и их спросе. В результате, некоторые продавцы и покупатели получают информационную ренту. Одним из видов этой ренты оказывается выгода от использования инсайдерской информации, а другим – рента, получаемая владельцами мест, наиболее выгодных для торговли, и владельцами раскрученных торговых марок. Даже если эти продавцы предлагают не самый лучший товар или по невыгодным ценам, их обороты все равно выше, чем у конкурентов, ибо покупатели просто не имеют информации об их конкурентах.
Далее, выход на рынок и проведение каждой сделки требуют в реальном мире и от продавца, и от покупателя затрат, которые выражаются в потерях времени и затратах на организацию встречи продавца с покупателем, а также в затратах на перемещение товара. В результате, и продавец и покупатель вынуждены не только оптимизировать свои производственные издержки и полезность, но также транзакционные издержки, т.е. издержки возникающие при покупке или продаже товаров. Необходимость минимизировать эти издержки приводит к тому, что покупатель закупает излишние объемы товара. А продавец бывает вынужден распродавать по заниженным ценам ту часть товара, на которую не нашлось покупателя в течение того времени, пока продавец находился на рынке.
Также, критикуя рынок, мы должны сказать, что на любом (даже на совершенном рынке) участнике делятся друг с другом информацией только о своих текущих потребностях и имеющемся товаре. Рынок абсолютно не способен учесть планы своих участников.
Неспособность рынков к саморегуляции выражается также в том, что рынки подвержены паникам, т.е. если некоторое событие выводит рынки из равновесия, то вполне может сложиться ситуация, когда действия участников рынка будут направлены не на восстановление равновесия, а на дальнейший отход от него. Кроме того, большинству участников рынка (непрофессиональным участникам) свойственно учитывать лишь очень небольшой объем информации, и в результате поведение этих участников бывает неадекватным, особенно в критических ситуациях.
Неоклассическая теория рынка предполагает, что каждый участник рынка действует индивидуально, преследую свою собственную цель, которая противоречит целям прочих участников рынка. Но поскольку такое поведение ведет к потерям для каждого из участников рынка, то рациональный субъект должен искать пути, к тому чтобы от конфронтации с другими участниками рынка перейти к сотрудничеству. Другими словами, конкурентный рынок легко превращается в несовершенный, монополизированный рынок, путем картельного сговора между продавцами или между покупателями.
Существуют области жизни общества, где рынок терпит фиаско, т.е. рыночный способ распределения благ не может обеспечить их оптимального распределения. Такими областями выступают например, общественная безопасность и экология. К примеру, если за борьбу с преступностью платит один человек, то выигрывает от этого всего общество. Предположим, что каждый из членов общества должен внести определенную плату за безопасность. Но по указанной выше причине некоторые члены общества смогут воспользоваться безопасностью, не внося свою плату, а это будет означать, что плата за безопасность для оставшихся должна возрасти, но некоторые из оставшихся не пожелают нести дополнительные расходы и откажутся от оплаты безопасности. В результате, в конце концов, никто не будет оплачивать безопасность, хотя она всем нужна...
Кроме того, рынок начинает терпеть фиаско там, где есть неопределенность прав собственности или угроза правам собственности (это же относится к другим имущественным правам).
Конкуренция. Классификация рынков по силе конкуренции среди продавцов и покупателей.
Что такое рынок совершенной конкуренции? (Подробная характеристика рынка.)
Вернуться в раздел: Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие.
ЭконТеор: 2010 - 2018.