Итак, рынок совершенной конкуренции есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями -- огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.
Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар цену, отличную от рыночной. Точнее, он не станет устанавливать более высокую цену, чем рыночная, т.к. в этом случае он просто не сможет реализовать свой товар; а устанавливать цену ниже рыночной ему нет смысла, т.к. при этом снизится его прибыль. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла, т.к. это снижает полезность потребления, ибо уменьшает множество доступных наборов благ.
А поскольку и число производителей, и число потребителей велико, то состояние рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.
В чем же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность. А значит, рынок совершенной конкуренции наиболее эффективно (среди всех типов рыночной организации) распределяет блага и помогает наиболее эффективно организовать производство.
Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную цену на свой товар, при которой можно выпустить желаемое потребителями количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой может быть потреблено выпущенное количество товара.
Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается совершенная конкуренция, постоянно происходит переход к более эффективным технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует расширение производства. В то же время убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен.
Несовершенство рынка и его неэффективность. Фиаско рынка.
Индивидуальная кривая спроса для производителя и индивидуальная кривая предложения производителя.
Вернуться в раздел: (Двусторонний) Рынок совершенной конкуренции.
ЭконТеор: 2010 - 2018.