Каждый продавец, выходя на рынок, желает получить максимальную прибыль от реализации своего товара. При этом максимизация прибыли достигается путем максимизации выручки, которая в свою очередь может быть достигнута максимизацией физических объемов продаж. Т.о. продавцы товара вступают в борьбу друг с другом, чтобы получить максимальную долю рынка. Эта борьба носит название конкуренции.
Долгое время основным инструментом конкурентной борьбы было снижение цен, в результате которого выигрывал тот, у кого были наименьшие издержки. Хотя ценовая война ведет к тому, что все ее участники несут потери, но эта война гораздо менее затрагивает тех, кто предлагает товар несколько отличный от того, что предлагают другие участники рынка. В результате возник новый способ конкурентной борьбы, а именно создание уникальных товаров.
Покупатели также соперничают друг с другом. Они борются, а первую очередь, за счет повышения цены покупки. Другим инструментом, используемым покупателями является гарантирование долгосрочных отношений с продавцом: т.е. побеждает тот покупатель, который даст продавцу наиболее надежные гарантии своей платежеспособности в течение как можно большего срока. На не слишком цивилизованных рынках имеет место и физическая борьба покупателей, когда преимущество получает самый сильный, самый громкий или тот, кто первым пришел на рынок.
Уровень конкуренции на рынке определяется, в первую очередь, количеством участников, представляющих ту или другую сторону; а затем уже, он определяется теми способами, которыми ведут борьбу конкурирующие лица, и тем, насколько сильно рыночная инфраструктура или государственный контроль помогают или мешают участникам рынка. В зависимости от числа участников выделяют три вида рынков:
Если к тому борьба между участниками рынка идет с применением уникализации товаров, тогда мы получаем три возможных вида рынков:
Однако, поскольку существует конкуренция между покупателями, то можно рассортировать рынки и по количеству покупателей:
Движение рынка к равновесию. Паутинообразная модель.
Несовершенство рынка и его неэффективность. Фиаско рынка.
Вернуться в раздел: Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие.
ЭконТеор: 2010 - 2018.