Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Эффекты противопоставления. Динамические изменения спроса.

В предыдущем параграфе речь шла о влиянии на спрос некоторых психологических эффектов, связанных с присоединением потребителя к большинству. Эти эффекты связаны лишь с одним из типов иррационального поведения потребителей на рынке. Однако существуют и другие типы иррационального поведения, например, связанные с противопоставлением себя большинству.

Наиболее распространенным вариантом противопоставление себя большинству является причисление себя к элите общества. А принадлежность к элите означает потребление некоторого специфического набора элитарных благ, и подчинение потребительского поведения цели поддержания потребительского статуса.

Посмотрим, что означает элитарность (статусность) блага. Статусное благо – некоторое благо, потребляемое представителями элиты общества и воспринимаемое большинством как символ принадлежности к элите. Обычно это высококачественное благо с высокой, по сравнению с субститутами, ценой.

Понятно, что не всякое дорогое и высококачественное благо является статусным. Однако оно с течением времени может стать таковым. Как правило, превращение блага в элитарное сопровождается снижением эластичности спроса на него по доходу при больших значениях дохода. Также происходит и снижение эластичности спроса на это благо по цене, особенно в короткой и среднесрочной перспективе.

Указанное снижение эластичности связано с феноменом показного (статусного) потребления. Оно возникает тогда, когда человек стремится с помощью потребления продемонстрировать свою принадлежность к элите, несмотря на недостаточность дохода.

Из-за показного потребления наблюдаемая эластичность спроса по доходу на статусные товары в короткой перспективе снижается. Но большинство потребителей, столкнувшихся со стойким снижением доходов, рано или поздно откажется от показного потребления.

При противопоставлении себя обществу без стремления приобретать статусные блага возникает снобизм. Сноб просто приобретает те блага, которые не интересуют большинство, дабы выделяться этим из общества. За счет этого рынки данных благ могут существовать, даже если с рациональной точки зрения они абсолютно менее полезны, чем другие блага.

 

Ну и наконец, обратим внимание, что спрос может автономно изменяться с течением времени. Например, если произошел рост цен на какой-то товар длительного пользования, то сразу после этого роста цены произойдет сильное снижение спроса.

Таким образом, оказывается, что существуют различные кривые спроса, одна из них отражает мгновенную реакцию потребителей на изменение цен (т.е. почти полный отказ от приобретения блага), а другая – величину потребления блага при разных ценах, сохраняющихся длительное время. Эти кривые спроса можно назвать мгновенной и долгопериодической, соответственно; а между этими кривыми находится целое семейство других кривых спроса, отражающих реакцию изменения величины спроса на рассматриваемое благо в периоды промежуточной длины.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Движение и деформация кривой спроса. Эффекты присоединения к большинству и их влияние на кривую спроса.

  Функция спроса и жизненный цикл товара.

Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.