Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Функция спроса и жизненный цикл товара.

У каждого товара, вида товаров (да и у вида услуг) существует жизненный цикл от появления на рынке, до вывода с него. В течение жизненного цикла происходят изменения спроса, которые определяют его дальнейшую судьбу. Сейчас мы и рассмотрим то, как изменяется спрос на товар и характеристики этого спроса в течение жизненного цикла товара.

В течение жизненного цикла товар проходит несколько стадий: 1) Выход на рынок; 2) Рост популярности; 3) Моду на данный товар (присутствует не всегда); 4) Выход из моды и спад популярности; 5) Появление новых (эффективных) субститутов; 6) Инерционное существование (товар покупается по традиции); 7) Существование в виде раритета (для снобов или любителей старины); 8) Уход с рынка.

Во время выхода на рынок осознанного спроса на товар еще нет, возможны только спонтанные покупки.

Спрос и его эластичность в течение жизненного цикла
Величина спроса (синяя линия) на товар в течение разных фаз его жизненного цикла; эластичность спроса на него (красная линия). (В сравнении со средними значениями для субститутов)

В фазе роста популярности товара о нем уже знает массовый потребитель, но он еще не знает потребительских характеристик рассматриваемого товара. Поэтому потребитель ценит рассматриваемый товар меньше, чем близкие субституты. И поэтому спрос на рассматриваемый товар будет более эластичен, чем на субституты, а форма кривой спроса будет напоминать таковую у субститутов, но со смещением к началу координат.

Если на товар возникает мода, тогда происходит дальнейшее смещение кривой спроса и снижение эластичности, как это обсуждалось ранее.

После выхода товара из моды спрос вернется к «нормальным» показателям объема спроса и эластичности, характерным для всех товаров из рассматриваемой группы. При этом возвращение может идти равномерно, а может быть колебательным, когда сначала происходит резкий спад спроса, но потом спад сменяется подъемом.

Рано или поздно у товара появляются новые заместители. И тут возможны несколько ситуаций, если заместитель не может удовлетворять потребности людей на более высоком уровне эффективности, то он либо станет «одним из прочих», либо переживет подъем популярности и моду. Если же субститут является намного более качественным, чем рассматриваемый товар, причем оказывается с ним в одной ценовой категории, то рассматриваемый нами товар переходит к последним стадиям своего жизненного цикла.

Некоторое время товар еще пользуется популярностью у потребителей, поскольку не все они убедились в качественности нового товара, и не все готовы отказаться от своих привычек. В это время спрос на товар формируют традиционалисты, и, несмотря на общее падение спроса, его эластичность снижается, что дает производителю возможность существовать за счет повышения цен.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Эффекты противопоставления. Динамические изменения спроса.

  Межвременные предпочтения. Склонность потребителя к сбережению и его поведение на финансовом рынке.

Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.