Как складывается рыночный спрос из спроса отдельных индивидуумов. Спрос, предъявляемый на некоторое благо отдельными потребителями, суммируясь, дает рыночный спрос, т.е. спрос предъявляемый на данное благо рынком в целом. Если считать, что потребители независимы (т.е. принимают решение о приобретении данного конкретного блага вне зависимости от решений других потребителей, или не зная о них), тогда рыночный спрос в любой момент времени и при любой цене является суммой индивидуальных спросов, которые мы можем определить и спрогнозировать, хотя бы на основании статистических данных. Если же на решения потребителей что-то влияет, например потребление других потребителей или потребление рассматриваемого потребителя в прошлом, тогда 1) спрос зависит от спроса в прошлом, 2) спрос до некоторой степени случаен, 3) на спрос влияют краткосрочная мода (увлечение), мнение авторитетов, реклама…
Нужно заметить, что потребление групп благ менее зависит от мнений и действий других потребителей, чем потребление отдельных благ.
Предположим, у нас имеется группа потребителей со сходными предпочтениями. Если бы все потребители этой группы имели одинаковый доход, тогда их спрос был бы пропорционален спросу одного потребителя. Однако, в реальности все потребители в этой группе имеют разный доход и кривые спроса у разных потребителей разные. Как результат, совокупный спрос будет более "размазанный", поскольку при снижении цены блага не только изменится объем потребления блага потребителями, которые ранее приобретали его, но и все больше потребителей будут выходить на этот рынок.
Вид кривой спроса. Кривая рыночного спроса скорее всего является непрерывной, т.е. незначительное изменение цены блага не может привести к существенным изменениям объема потребления данного блага. При этом кривая рыночного спроса может иметь самую различную форму! Например, если для всех потребителей данное благо не является Гиффиновым, то повышение цены приводит к снижению спроса, т.е. кривая спроса имеет отрицательный наклон. Если же для всех потребителей благо является Гиффиновым, кривая спроса обладает положительным наклоном. В промежуточном случае кривая спроса может иметь как положительный, так и отрицательный наклон, становясь в некоторых ситуациях вертикальной. Также кривая спроса будет вертикальной, если а) спрос удовлетворен полностью, б) потребители не могут переключиться на другое благо. Возможна и ситуация, когда кривая спроса горизонтальна. Это означает, что при достижении некоторого уровня цены спроса нет, а незначительное снижение цены приводит к очень большому приросту спроса.
Поскольку рыночный спрос складывается из индивидуальных спросов, то наклон кривой спроса равен обратной величине к сумме обратных величин наклона индивидуальных кривых спроса :
Где gi – наклон индивидуальных кривых спроса.
В результате наклон кривой рыночного спроса на нормальное благо имеет намного меньшую (абсолютную) величину, чем наклон индивидуальных кривых спроса.
Выпуклость и вогнутость кривой спроса. Кривая спроса может быть и выпуклой, и вогнутой. Нормальной считается ситуация, когда кривая спроса вогнута ( т.е. выпукла вниз ). Эта ситуация реализуется в следующих условиях :
Выпуклая вверх кривая рыночного спроса возникает тогда, например, когда возможно постепенное насыщение потребностей.
Скомпенсированная кривая спроса. Кроме обычной кривой спроса можно построить несколько видов кривых скомпенсированного спроса.
Эмпирический подход к поведению потребителя.
Эластичность спроса. Эластичность по доходу.
Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.
ЭконТеор: 2010 - 2018.