Традиционный неоклассический подход основан на предположении, что предпочтения потребителя и функция полезности сохраняют стабильность хотя бы в течение некоторого периода времени (зависящего от горизонта анализа). Но существует и другой подход к предпочтениям потребителя и его поведению, базировавшийся изначально на принципах бихейворизма, как школы в психологической науке.
Немного вольное толкование идей бихейворизма позволяет нам, однако, заявить, что принимаемое потребительское решение полностью зависит от опыта предыдущих решений потребителя. Если в прошлом потребитель не был удовлетворен приобретенным товаром или услугой, он меняет свое решение, при этом в какой-то мере меняются и его предпочтения. Т.е. потребительский выбор в каждый момент является итогом адаптивного процесса, именуемого «обучением», а решения, основанные исключительно на разуме, принимаются потребителем крайне редко.
Итак, поведение потребителя полностью определяется его опытом. Этот опыт включает ощущения потребителя от потребления разнообразных товаров и услуг, соотнесение своих ощущений с ценами благ, а также выработанные потребителем алгоритмы поведения на рынке. Мы сразу видим, что все это субъективные показатели, и мы не сможем предугадать, как будет вести себя конкретный потребитель, пока он сам не раскроет необходимую информацию.
Зато в массе потребительское поведение будет более предсказуемо, чем поведение одного потребителя, или чем поведение потребителей с точки зрения неоклассического подхода. Правда, сделанные выводы о поведении потребителей всегда будут носить вероятностный характер. Например, может быть определена вероятность временного или постоянного отказа потребителей от какого-нибудь товара или услуги. Или вероятность переключения потребителей на этот товар.
При этом наблюдаемыми и измеряемыми показателями являются частоты повторного приобретения, и отказа от повторного приобретения рассматриваемого блага в прошлом, а также количество впервые приобретающих это благо потребителей. Корректный сбор данных за несколько периодов позволит рассчитать статистическими методами вероятность отказа от блага и вероятность его нового приобретения, а также связать изменения этих частот с изменениями цен (однако для этого нужно обработать гораздо больше данных).
Таким образом, мы видим, что эмпирический подход к поведению потребителя, основанный на анализе событий прошлого в малом или большом масштабе, может приносить очень интересные результаты. Однако, все модели данного типа имеют один существенный недостаток. Они говорят нам, что и как происходит или произойдет, однако они ничего не говорят о том, почему события развиваются так, а не иначе.
Выявление предпочтений и построение функции полезности. Построение карты кривых безразличия (ККБ).
Превращение индивидуального спроса в рыночный. Кривая спроса.
Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.
ЭконТеор: 2010 - 2018.