Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Основные принципы поведения потребителя.
Ординальный подход. Кривые безразличия. Взаимная заменяемость благ. Предельная норма замены.

Слабостью кардинального подхода является то, что реальному потребителю сложно сказать сколько единиц полезности стоит тот или иной набор благ. Дело в том, что реальный потребитель не задается подобным вопросом; он принимает решения на уровне “более полезно – менее полезно”. Т.е. он знает, что один набор благ полезнее для него, чем другой, но при этом не может сказать, на сколько он полезнее.

Поэтому в микроэкономике возник другой подход к анализу потребительского выбора, именуемый ординализмом. В рамках этого подхода предполагается, что для обоснования потребительского выбора не нужно измерять полезность и не нужно знать, как выглядит функция полезности; достаточно лишь знать, какие наборы благ имеют одинаковую полезность.

Наборы благ, имеющие одинаковую полезность, формируют в пространстве всевозможных наборов благ некоторые поверхности, которые в двухмерном анализе, вырождаются в линии, именуемые кривыми безразличия. (Применимость двухмерного графического анализа объясняется тем, что мы всегда можем считать, что у нас существуют всего два блага: анализируемое нами и составное благо, состоящее из всех остальных благ в пропорции текущего потребления.) Сам термин кривая безразличия связан с тем, что все наборы благ, лежащие на одной и той же кривой безразличия, для потребителя равноценны, и ему безразлично какой из этих наборов приобрести.

Утверждается, что кривые безразличия обладают следующими свойствами:

  1. Кривая, соответствующая большей полезности лежит выше.
  2. Через любую точку проходит кривая безразличия и только одна.
  3. Кривые безразличия не пересекаются.
  4. Кривые безразличия непрерывны.
  5. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  6. Кривые безразличия не могут быть замкнутыми линиями.
  7. Кривые безразличия являются выпуклыми к началу координат кривыми.

В этих условиях критерий потребительского выбора становится следующим: “Потребитель выбирает один из наборов благ, лежащих на самой высокой из доступных ему кривых безразличия”.

 

Рассмотрим подробнее какую форму могут принимать кривые безразличия в зависимости от того, насколько два блага могут заменить друг друга.

Предположим, что два являются полными субститутами, т.е. единицу первого блага всегда можно заменить на k единиц второго блага. В этом случае кривая безразличия превратится в прямую линию, соединяющую точку, соответствующую набору только из k x единиц второго блага с точкой, соответствующей набору только из x единиц первого блага.

Теперь предположим, что два блага являются полностью комплиментарными, т.е. для потребления единицы первого блага необходимо одновременно потребить k единиц второго блага. Кривая безразличия в этом случае превратится в угловую линию с вершиной, направленной к началу координат.

И наконец в промежуточных случаях, в частности при независимости двух благ (т.е. когда два блага удовлетворяют независимые потребности) кривая безразличия будет иметь традиционный вид, т.е. вид гладкой кривой, выпуклой к началу координат.

 

Предельная норма замены. (MRS) Итак, кривая безразличия – изображение множества наборов из двух благ, имеющих одинаковую полезность. Движение вдоль кривой безразличия сопровождается заменой одного блага другим. Коэффициент, показывающий за сколько единиц второго блага потребитель откажется от одной единицы первого, называется предельной нормой замены первого блага на второе. Графически предельная норма замены есть абсолютная величина наклона кривой безразличия.

В ординализме существует правило убывания предельной нормы замены при росте объема потребления замещаемого блага. Это правило является заменой правилу убывания предельной полезности благ (поскольку вычислить предельную полезность в ординализме невозможно) и формулируется следующим образом: При движении вдоль одной и той же кривой безразличия предельная норма замены убывает при увеличении потребления заменяемого блага. Одновременно убывание предельной нормы замены является эквивалентом выпуклости кривых безразличия к началу координат.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Полезность. Функция полезности. (Кардиналистский подход.)

  Доход. Бюджетная линия. Потребительский выбор. Неполная делимость благ.

Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.