Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Основные принципы поведения потребителя.
Полезность. Функция полезности. (Кардиналистский подход.)

Итак, перед потребителем стоит проблема выбора набора благ, но чтобы выбирать, потребителю как-то надо сравнивать блага между собой. А сравнивать он, являясь потребителем, должен в зависимости от того, насколько способно удовлетворить его потребности то или иное благо, а также тот или иной набор из нескольких благ. То есть потребитель должен уметь измерить свое потенциальное удовлетворение, задать для него меру.

Мерой удовлетворения, доставляемого благами, является полезность благ. Другими словами, в кардиналистской микроэкономике предполагается, что потребитель (или сторонний наблюдатель) способен каждому благу (точнее каждой отдельной единице блага) и любому набору из нескольких благ однозначно приписать число, которое точно отражает, насколько будет удовлетворен потребитель, получив это благо или набор благ. При этом полезность набора из нескольких благ не равна сумме полезностей этих благ по отдельности. И точно также полезность двух единиц блага не равна удвоенной величине полезности одной единицы этого блага. Т.е. полезность не обладает свойством аддитивности.

Поскольку каждому набору благ можно однозначно приписать число, то можно сказать, что нами на множестве наборов благ задана функция полезности, которая показывает полезность каждого из наборов благ. Поскольку обычно в микроэкономике блага считаются бесконечно делимыми, то функция полезности оказывается непрерывной и дифференцируемой. Это объясняют тем, что, во-первых, рациональному потребителю незначительное увеличение потребляемого объема благ должно принести лишь незначительное увеличение удовлетворенности; а во-вторых, пропорциональное увеличение прироста объема благ, должно приводить к пропорциональному увеличению удовлетворенности…

 

После введения понятия полезности у нас возникает возможность сравнивать наборы благ, выясняя какой из них полезнее для рассматриваемого потребителя. Эта возможность очень важна для нас, поскольку позволяет обосновать выбор, делаемый потребителем. Разумно предположить, что из всех доступных ему наборов благ потребитель, стремящийся к наибольшему удовлетворению потребностей, выберет именно тот, который максимально удовлетворяет его потребности, т.е. максимизирует функцию полезности на ограниченном множестве наборов благ.

Кроме свойств непрерывности и дифференцируемости функция полезности обладает свойством убывания предельной полезности (т.е. полезности последней потребляемой единицы блага): "Полезность каждой дополнительной единицы блага меньше, чем у предыдущей, т.е. все частные производные функции полезности по количествам отдельных благ убывают". Это свойство вытекает из принципа насыщения потребностей. А из принципа невозможности полного удовлетворения потребностей следует, что предельная полезность всегда положительна.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Потребитель. Благо. Основные принципы потребительского выбора.

  Ординальный подход. Кривые безразличия. Взаимная заменяемость благ. Предельная норма замены.

Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.