Стандартная версия страницы.
Микроэкономика: Основные принципы поведения потребителя.
Потребитель. Благо. Основные принципы потребительского выбора.
Основными субъектами микроэкономики являются потребители и фирмы. С точки зрения микроэкономики потребитель - это один или несколько человек, имеющих собственный (неделимый) бюджет и способных рационально приобретать товары для собственного потребления. При таком подходе основными потребителями являются семьи (или, как еще говорят, домохозяйства), состоящие из одного или нескольких человек, проживающих отдельно от других семей. (При этом отдельного члена семьи нельзя считать отдельным потребителем, поскольку он не имеет собственного бюджета, полностью отделенного от бюджетов других членов семьи.)
Кроме домохозяйств существуют и другие виды потребителей, например, государственные медицинские и образовательные учреждения, приобретающие блага для пациентов или учащихся, находящихся в этих учреждениях; или же, например, благотворительные фонды и подобные некоммерческие организации.
В микроэкономике принято говорить, что потребитель приобретает и потребляет блага, под которыми понимаются:
- Все реальные товары, предназначенные для потребления.
- Все услуги, которые могут быть оказаны потребителю.
- Информация, доставляемая потребителю.
- Бесплатные предметы потребления, которыми может воспользоваться рассматриваемый потребитель.
Считается, что потребление любого из благ доставляет потребителю удовлетворение, удовлетворяя какую-либо его отдельную потребность, или несколько таковых одновременно. Дополнительно усложняет картину то, что для удовлетворения некоторых потребностей необходимо несколько разнородных благ, а также то, что потребление некоторых благ препятствует удовлетворению некоторых потребностей, не являющихся основными потребностями, удовлетворяемыми данным благом.
Поскольку обычно существует множество платных благ, перед потребителем постоянно стоит проблема выбора между несколькими благами. Обычно в микроэкономике считается, что потребитель выбирает то благо, которое приносит ему большее удовлетворение за меньшую цену. . Но чтобы понять, как именно это происходит, нам нужно определиться с основными принципами потребительского выбора, на которых строится его микроэкономическая теория.
Итак, перечислим принципы формирования потребительского выбора в микроэкономике, которые носят в микроэкономике характер аксиом :
- Цель потребителя -- потребление. Т.е. приобретение благ потребителем направлено на удовлетворение потребностей в настоящем или будущем.
- Рациональность выбора. Т.е. предполагается, что потребитель обдумывает свой выбор и принимает обоснованные решения.
- Одноплановость потребностей. Т.е. предполагается, что у потребителя нет потребностей, которые он удовлетворяет в первую очередь, а до их удовлетворения игнорирует все прочие потребности. (Заметим, что в маркетинге существуют различные теории иерархии потребностей, иногда признаваемые и теоретической экономикой …)
- Сравнимость и взаимозаменяемость потребностей. Т.е. потребитель всегда может определить, какая из текущих потребностей для него более важна. И потребитель оказывается в ситуации, когда несколько потребностей одинаково важны и должны быть удовлетворены одновременно, причем большим удовлетворением одной из них можно частично сгладить меньшее удовлетворение другой.
- Полнота информации. Т.е. в микроэкономике считается, что потребитель всегда знает цену всех благ и знает в какой мере каждое благо способно удовлетворять каждую из потребностей потребителя.
- Невозможность полного удовлетворения потребностей. Т.е. у потребителя всегда существует стимул увеличить потребление, а любой акт потребления ведет к большему удовлетворению потребностей. Данный принцип может формулироваться и как статический принцип возрастания потребностей.
- Принцип насыщения. Другими словами, чем больше потребитель потребляет, тем меньшее удовлетворение он получает от потребления.
- Несравнимость и независимость потребителей. Каждый потребитель уникален, поэтому складывать удовлетворение, получаемое различными потребителями, невозможно. Кроме того, удовлетворение, получаемое одним потребителем, совершенно не влияет на удовлетворенность другого потребителя.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
Полезность. Функция полезности. (Кардиналистский подход.)
Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.