Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Основные принципы поведения потребителя.
Доход. Бюджетная линия. Потребительский выбор. Неполная делимость благ.

В предыдущем параграфе говорилось, что из всех доступных наборов благ потребитель выберет тот набор, который будет максимизировать полезность (или, другими словами, лежать на максимально высокой кривой безразличия). Возникает вопрос: “Каким образом определяется множество доступных наборов благ?”

Микроэкономика считает, что это множество определяется единственным параметром – доходом потребителя!! (Лишь в редких случаях могут приниматься во внимание другие ограничения, например максимальный возможный объем потребления.) При этом доход в микроэкономике это не только сам доход, но и другие источники денежных средств, например кредит. (Кредит, фактически, приравнивается к доходу при анализе краткосрочного потребительского выбора, но в долгосрочных моделях, где рассматриваются межвременные предпочтения, кредит доходом не является.)

В наиболее простой модели потребитель принимает решения, не учитывая доходы и потребление будущих периодов. Весь свой доход он расходует одномоментно. Пусть для потребителя экзогенно заданы: величина дохода M; а также фиксированные цены благ Pi , которые не зависят от потребительского выбора. В этих условиях достижимые наборы благ (в которых количество i-го блага есть Qi ) удовлетворяют неравенству:

i Pi Qi M
Которое именуется бюджетным ограничением.

Для любой точки внутри множества наборов благ, удовлетворяющих бюджетному ограничению, найдется точка лежащая на более высокой кривой безразличия. Поэтому оптимальными для потребителя могут быть только точки, лежащие на границе этого множества, т.е. удовлетворяющие равенству:

i Pi Qi = M

В случае двух благ это равенство превращается в P1 Q1 + P2 Q2 = M. Последнее уравнение изображается на графике в виде прямой линии, которая называется бюджетной линией.

Бюджетная линия не обязательно будет прямой!

Итак, потребитель выбирает среди наборов благ, принадлежащих бюджетной линии. Нужно лишь выяснить, который набор он выбирает. В ординальном подходе выбирается та точка на бюджетной линии, где ее касается некоторая кривая безразличия. Если же никакая кривая безразличия не касается бюджетной линии (т.е. все кривые безразличия пересекают бюджетную линию), тогда оптимальной будет одна из крайних точек.

Важно заметить, что в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия предельная норма замены блага 1 на благо 2 должна совпадать с отношением цен благ.
MRS12 = P1 : P2 Другими словами, субъективная оценка благ потребителем совпадает с объективной их оценкой рынком.

 

Однако нужно заметить, что при неполной делимости благ (или в отношении неделимых благ) вся красоты теории потребительского выбора пропадает. В случае неполной делимости благ теория потребительского выбора может давать только приблизительное решение задачи.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Ординальный подход. Кривые безразличия. Взаимная заменяемость благ. Предельная норма замены.

  Движения бюджетной линии. Изменения располагаемого дохода.

Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.