Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие.
Совершенный рынок. Когда рынок можно считать совершенным.

В этом параграфе мы рассмотрим некоторый идеал рынка, именуемый совершенным рынком. А также выясним при каких условиях реальные рынки начинают напоминать этот идеал.

Зададимся вопросом: «Каким должен быть рынок, чтобы наилучшим образом выполнять свои функции?» И чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим функции рынка, начиная с первой.

Чтобы обеспечивать наилучшие условия для встречи продавцов и покупателей, рынок должен находится на наименьшем возможном расстоянии от продавцов и покупателей. Точнее минимальными должны быть транспортные издержки участников рынка. Кроме того, вход на рынок должен быть свободным, в частности не должна взиматься плата за вход на рынок, что означает, что любой производитель может без ограничений продавать свои товары на этом рынке, а любой потребитель – покупать.

Чтобы идеальным образом обеспечивать передвижение товаров от продавца к покупателю рынок должен обладать свойством нулевых издержек при перемещении товаров, или, по крайней мере, эти издержки для всех участников рынка должны быть одинаковы, чтобы ни один из участников рынка не получал преимуществ от своего привилегированного положения на рынке.

Чтобы на рынке могла сформироваться справедливая цена, необходимо чтобы на рынке было много продавцов и покупателей, чтобы у каждого из них был максимальный выбор. Необходимо также, чтобы спрос и предложение носили стабильный характер. Важно также, чтобы с продавца и покупателя не взималась комиссия продажи (покупки).

Для осуществления информационной функции необходим равный доступ всех участников рынка ко всей информации и эта информация должна предоставляться бесплатно.

Рынок, удовлетворяющий всем этим требованиям, называется совершенным.

Разумеется, рынки, существующие в реальности, не являются совершенными. Поэтому вопрос заключается в том, какие свойства совершенных рынков являются наиболее важными, а какими можно пренебречь.

  1. Свобода входа на рынок является очень важной, поскольку при отсутствии свободы входа на рынок резко сокращается количество продавцов и покупателей.
  2. Наличие затрат на перемещение товаров (как и прочих рыночных издержек) уменьшает количество продавцов и покупателей на рынке (если существуют альтернативные рынки), а также уменьшает предложение и спрос. Наличие таких затрат нередко приводит к тому, что возникают маленькие локальные рынки, географически отделенные от прочих рынков. Но если эти издержки невелики рынок мало отличается от совершенного.
  3. Цена на рынке, где действует всего несколько лиц, не может считаться справедливой, хотя бы в силу нерепрезентативности, поэтому совершенный рынок должен быть многочисленным с обеих сторон. Причем необходима не только многочисленность продавцов и покупателей, но одновременно ни один продавец (и ни один покупатель) не должен иметь существенную долю рынка, чтобы рынок не реагировал на действия этого продавца.
  4. Если товары, поставляемые на рынок отдельными производителями, не являются полными субститутами, тогда каждый из производителей оказывается в своей собственной рыночной нише, в которой он является монополистом. Следовательно, требование эквивалентности товаров является существенным для признания рынка совершенным.
  5. Стабильность спроса и предложения является основополагающим фактором для признания рынка совершенным, поскольку если спрос и предложение могут стохастически изменяться в разы, тогда рынок не сможет выполнять свои регулирующие функции.
  6. Свободный доступ к информации о всем, что происходит на рынке является важнейшим фактором совершенства рынка. Как только появляется разделение информации на инсайдерскую (т.е. доступную ограниченному числу участников рынка) и общедоступную, появляется возможность извлекать прибыль из владения информацией.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Рыночные отношения. Рыночная экономика.

  Рыночное равновесие. Рыночная цена.

Вернуться в раздел: Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.