Таким образом, для большинства потребителей риск является антиблагом, а значит, во-первых, они согласны платить за то, чтобы получить защиту от риска (на этом принципе работает страховой рынок), а приобрести риск они согласны только за определенную плату (так это происходит на рынке капитала). Причем поскольку предельная антиполезность риска возрастает при росте величины риска (т.е. кривые безразличия выпуклы вниз, если объем риска отложить по оси x), то у каждого потребителя при фиксированной плате за риск имеется оптимальный объем риска, который он согласится приобрести.
Обратимся к анализу поведения потребителя на финансовом рынке. Риск на этом рынке связан с неопределенностью доходности, которую могут принести вложения в ценные бумаги. Доходность ценных бумаг может оказаться как значительно выше ожидаемой потребителем, так и значительно ниже. Для измерения финансового риска используется стандартное отклонение доходности.
Соответственно, платой за риск является доходность финансовых инструментов. При этом, поскольку существует процентная ставка даже для активов с нулевым риском (государственных облигаций), то собственно платой за риск будет разница между доходностью рискованных активов и активов безрисковых.
Потребитель, сталкиваясь с задачей выбора активов для инвестирования, должен выбрать такой актив, у которого соотношения риска и доходности будут оптимальны с его точки зрения. Но вместо этого потребители выбирают сразу несколько активов и формируют из них инвестиционный портфель. Чего они этим добиваются? Снижения рисков. Потребители пользуются тем, доходности у этих активов слабо зависят друг от друга, поскольку риски связанные с этими активами разные; значит, риск (т.е. стандартное отклонение доходности) у портфеля активов может быть меньше, чем риск любого из этих активов. Данный способ уменьшения рисков называется диверсификацией. Риск для портфеля рассчитывается с использованием матрицы ковариаций для доходности входящих в него активов.
Дополнительным способом снижения риска портфеля активов является включение в него безрисковых инструментов. При этом, если взять любой портфель из рисковых активов и безрисковый актив, то обязательно можно построить более полезный портфель для потребителя.
При этом если провести максимально высокую линию CML, то потребитель будет получать наибольшую полезность.
Поведение потребителя на кредитном рынке.
Потребитель на рынке страхования.
Вернуться в раздел: Поведение потребителя на специфических рынках.
ЭконТеор: 2010 - 2018.