Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Эластичность спроса и объем рынка.

Зададимся вопросом: Как зависит объем продаж данного блага в денежном выражении (т.е. произведение спроса на это благо и его цены) от цены блага, если известна зависимость спроса от цены, а прочие параметры фиксированы?

В первую очередь нужно заметить, что уравнение P D = const соответствует кривой спроса с эластичностью равной 1. Поэтому можно сделать вывод, что при эластичности равной единице объем рынка постоянен.

 

Теперь обозначим объем рынка V = PD и рассмотрим кривую спроса с постоянной эластичностью a ,
т.е. кривую P aD = c . Мы можем переписать это уравнение в виде :

V = c P 1 – a

Теперь видно, что при эластичности спроса больше 1 объем продаж будет убывающей функцией от цены, что значит, что повышение цен производителями ведет к снижению выручки, а их понижение – к росту выручки. Т.е. на таком рынке выгодно снижать цены, если мы стремимся увеличить доходы. С точки потребления прочих благ, повышение цены на данное благо означает увеличение потребления прочих благ.

Соответственно, при эластичности спроса меньше 1, повышение цены приводит к росту объема рынка, и соответственно, выручки производителей этого блага, а также расходов потребителей на него, а значит к снижению потребления прочих благ. Следовательно, данное благо является более необходимым, чем прочие блага, т.е. оно благо «первой необходимости».

 

Эта связь между эластичностью спроса и объемом рынка очень важна на практике :

  1. Чем менее эластичен спрос, тем более выгодно производителям повышать на этом рынке цены.
  2. Следовательно, тем больше вероятность того, что на этом рынке возникнет ценовой сговор, картель или иная форма монополизации. И тем большими после появления монополии будут сверхприбыли монополистов и потери потребителей; и меньше будет объем выпуска.
  3. С другой стороны, чем эластичнее спрос, тем больше, в случае вынужденного повышения цен (например при росте издержек производства), будут потери производителей, что может вызвать повторный рост издержек, безработицу и т.д. вплоть до коллапса отрасли. Другими словами, такая отрасль будет вероятным генератором стагфляции.

 

Теперь обратимся к связи эластичности спроса по доходу и объема рынка. Понятно, что при отрицательной эластичности спроса по доходу рост доходов ведет к снижению объема рынка при росте доходов потребителя, т.е. во время подъема экономики на таком рынке начинается спад, а при экономическом кризисе этот рынок процветает.

Соответственно, если эластичность спроса по доходу положительна, то объем рынка увеличивается при реальном увеличении доходов населения, но для благ с эластичностью спроса по доходу менее 1 рост рынка отстает от роста доходов, а значит доля рассматриваемого блага в экономике в целом сократится. Но при этом рынок данного блага будет относительно устойчив в случае экономического кризиса. Если же эластичность спроса по доходу будет больше 1, то при росте доходов потребителей доля данного блага в потреблении будет расти.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса.

  Движение и деформация кривой спроса. Эффекты присоединения к большинству и их влияние на кривую спроса.

Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.