Выше мы рассмотрели реакцию потребителя на изменения различных параметров, задающих потребительский выбор, в случае когда все блага полезны потребителю и взаимозаменяемы.
Однако не все товары и услуги на рынке способны приносить пользу конкретному потребителю ( хотя они могут быть полезны другим потребителям и поэтому имеют рыночную цену ). Причем некоторые из таких товаров приносят потребителю вред, т.е. их потребление уменьшает полезность. Эти товары и услуги носят название "антиблага". Антиблага существуют и как отдельные товары и как составные части (свойства) других товаров, например для потребителей старших возрастов жирность молока является антиблагом.
Понятное дело, что в обычных условиях потребитель не будет приобретать приносящие вред товары. Однако если за потребление этих благ ему будут платить, то потребитель согласится потреблять эти блага. А значит бюджетная линия в задаче потребительского выбора между благом и антиблагом должна быть наклонена не вниз, а вверх.
Интерес для нас представляет вид кривых безразличия и бюджетной линии в случае когда одно из благ является нормальным благом, а другое – антиблагом. В этом случае кривые безразличия должны быть возрастающими и выпуклыми вниз функциями от объема потребляемого антиблага x. Аналогично, и бюджетная линия будет иметь не отрицательный, а положительный наклон, равный, как и в случае обычных благ, – – Px : Py. На картинке кривые безразличия, бюджетную линию и потребительский выбор можно изобразить так:
Среди обычных благ потребитель выбирает те блага которые он может купить, однако если одни из них он действительно хочет покупать, а другие лишь вынужден, поскольку не может приобрести товары, лучше удовлетворяющие его потребности. Блага, которые потребитель покупать скорее вынужден, являются для него малоценными. Другое определение малоценных благ : Малоценными являются те блага, потребление которых снижается при росте дохода.
Все блага кроме малоценных именуются нормальными. Среди всех нормальных благ можно выделить более и менее ценные. Более ценные блага – те, потребление которых растет быстрее, чем доход. А потребление менее ценных благ растет со скоростью меньшей чем доход. Выделение более и менее ценных благ обычно делается не в отношении отдельных благ, а в отношении некоторых групп благ, поскольку такой анализ более информативен.
С ростом дохода каждое благо сначала будет ценным, потом менее ценным, а затем становится малоценным для потребителя. Однако группа благ сначала является наиболее ценной, потом постепенной становится просто ценной, а затем менее ценной, но почти никогда группа благ не становится малоценной.
Важно заметить что при повышении цены блага эффект дохода для малоценных благ будет положителен, а для нормальных -- отрицателен. И чем менее ценным благом является анализируемое благо, тем больше положительный эффект дохода. Таким образом, для наименее ценных благ эффект дохода может стать настолько велик, что перекроет эффект замены. Другими словами, при повышении цены на данное благо спрос на него со стороны данного потребителя также возрастает. Такое благо именуется Гиффиновым. Считается, что появление Гиффиновых благ чрезвычайно маловероятно. Однако, в истории экономики такие факты наблюдались.
Анализ Гиффиновых благ важен потому, что рынок, на котором обращаются эти блага, подает неверные сигналы производителям Гиффинова блага, что может вызвать коллапс рынка. То есть, видя, что при повышении цен потребление рассматриваемого блага растет, производители нарастят его производство и увеличат цены; потребители вновь отреагируют увеличением спроса и т.д. до бесконечности.
Движения бюджетной линии: Изменения цен благ. Эффекты замены и дохода.
Кривая спроса и родственные кривые.
Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.
ЭконТеор: 2010 - 2018.