Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Основные принципы поведения потребителя.
Движения бюджетной линии: Изменения цен благ. Эффекты замены и дохода.

Более интересная ситуация возникает при изменении цены одного из благ. В этом случае происходит поворот бюджетной линии. И обычно при смене цены благ происходит более резкая смена предпочтений потребителя при выборе объемов потребляемых благ, чем при изменении дохода. В нормальной ситуации потребитель переключается на относительно подешевевшее благо (т.е. отказывается от подорожавшего блага), но в некоторых случаях наблюдается и противоположная ситуация (об этой ситуации пойдет речь в следующем параграфе).

 

Заметим, что когда дорожает одно из благ, множество достижимых наборов благ сокращается, т.е. потребитель как бы беднеет; но одновременно, поворот бюджетной линии эквивалентен одновременному изменению предпочтений потребителя и изменению шкалы измерения объема подорожавшего блага. Т.е. некоторое изменение предпочтений потребителя может дать такой же эффект, как и рост цены одного из благ.

Таким образом, изменение набора потребляемых благ (а точнее изменение потребления блага с изменяющейся ценой) при изменении цены одного из них раскладывают на две составляющие: эффект дохода и эффект замены.

Эффект замены -- изменение набора потребляемых благ и, в частности, изменение потребляемого количества блага с изменившейся ценой, при условии, что доступность благ для потребителя останется неизменной. Другими словами, если происходит рост цены некоторого блага, то для наблюдения чистого эффекта замены необходимо скомпенсировать рост цен увеличением бюджета потребителя, например, с помощью пособий.

В экономической теории существует два подхода к определению величины эффекта замены :

  1. Микроэкономический эффект замены (по Хиксу) есть изменение объема потребления блага при изменении его цены, при условии, что его бюджет будет изменен таким образом, что потребитель сможет получить точно такую же полезность, как до изменения цен благ. Другими словами, эффект замены по Хиксу равен изменению потребления блага при переходе вдоль одной и той же оптимальной кривой безразличия в точку, где наклон кривой безразличия совпадает с новым соотношением цен на блага.
  2. Макроэкономический эффект замены (по Слуцкому) есть изменение объема потребления блага при условии, что компенсация роста цен сделает доступным для потребителя тот же набор благ, что и до повышения цен. В этом случае эффект замены получается при повороте бюджетной линии вокруг прежней точки потребительского выбора и переходе на новую кривую безразличия.

В силу выпуклости кривых безразличия в сторону начала координат эффект замены при повышении цены блага всегда отрицателен; а при ее понижении -- положителен.

Эффект дохода -- изменение потребительского выбора, вызванное снижением покупательной способности потребителя при росте цены одного из благ. Эффект дохода определяется при переходе от вспомогательной бюджетной линии с наклоном, соответствующим новому соотношению цен (проходящей в случае Слуцкого через исходный набор благ и касающейся исходной кривой безразличия в случае Хикса), к реальной бюджетной линии потребителя, возникшей после роста цен.

Влияние эффекта дохода на полезность потребляемого набора благ является отрицательным при повышении цены любого блага и положительным при ее снижении. А вот влияние этого эффекта на объем потребления отдельного блага может быть как положительным, так и отрицательным.

Таким образом, мы видим, что при неизменности прочих параметров между ценой блага и объемом его потребления возникает однозначная зависимость, что подводит нас к понятию функции спроса.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Движения бюджетной линии. Изменения располагаемого дохода.

  Антиблаго. Малоценное благо. Гиффиново благо.

Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.