Географическая модель монополистической конкуренции является самой простой и понятной моделью для этого вида рыночной организации, поскольку в географической модели имеется четкая объективная мера для различий между участниками рынка. Таковой мерой является расстояние между конкурентами, а с точки зрения потребителя – разность транспортных издержек.
Будем рассматривать конкуренцию всего двух фирм, реализующих абсолютно одинаковый продукт и расположенных на некотором расстоянии 2R друг от друга. При этом транспортные расходы потребителя на единицу расстояния будут считаться равными b. А разница цен, установленных конкурентами, будем считать равной d.
В рассматриваемых условиях выбор потребителя между конкурирующими фирмами будет определяться установленными ими ценами и географическим положением потребителя. В некоторых точках потребителю будет безразлично, какую из фирм выбрать. Вот эту «кривую безразличия» мы сейчас и рассмотрим.
Предположим сначала, что фирмы установили равные цены, т.е. d = 0. В этом случае потребитель выбирает ближайшую фирму, а кривая безразличия вырождается в прямую, являющуюся серединным перпендипекуляром к пути между двумя фирмами. Если d = b R, тогда кривая безразличия превращается в луч, лежащий позади фирмы с более высокой ценой, на прямой соединяющей их. В промежуточных случаях мы получим гиперболу, которая сужается по мере роста разницы между ценами первого и второго производителя.
Запомним это и перейдем к рассмотрению фирмы, окруженной несколькими конкурентами, установившими одинаковые цены на продукт. Для простоты будем считать, что вокруг каждого участника рынка находятся 4 ближайших конкурента (в узлах координатной решетки). В этом случае:
Устойчивость фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Географическая модель. Выбор производителя.
Вернуться в раздел: Монополистическая Конкуренция.
ЭконТеор: 2010 - 2018.