Рассмотрим короткий экономический цикл, индуцированный повышением спроса, причем будем считать, что изменение спроса не привело к изменению его эластичности. В начальной стадии цикла сразу за повышением спроса происходит повышение цен, примерно так же, как на конкурентном рынке. В теории, это повышение ни чем не будет отличаться от повышения цен на конкурентном рынке, однако на практике, как правило, монополист менее гибок, чем фирмы работающее в конкурентной среде, поскольку его прибыль менее зависит от изменений на рынке. Поэтому краткосрочная (а не только мгновенная) кривая предложения монополиста оказывается почти вертикальной. Т.е. повышение цен оказывается больше, чем на конкурентном рынке, а увеличение продаж – меньше.
В среднесрочной перспективе монополия определяет новый масштаб производства (в соответствии со своим критерием максимизации прибыли) и повышает предложение. В результате происходит снижение цен. В результате происходит снижение цен. При этом, в отличие от рынка совершенной конкуренции, где производители при выходе из состояния долгосрочного равновесия всегда оказываются справа от оптимального масштаба производства; монополист может оказаться как справа, так и слева от оптимально масштаба производства, поскольку он один на рынке, и масштаб его производства определяется не только спросом, но и технологией. Причем если монополист находится в новом равновесном состоянии слева от оптимального масштаба производства, тогда происходит снижение цен (по сравнению с исходным состоянием).
Если затем происходит снижение спроса, до первоначального уровня, тогда сначала произойдет резкое снижение цен, а затем снижение производства опять таки до первоначального уровня. При этом в отличие от рынка совершенной конкуренции, цены и объемы продаж обязательно вернутся в исходную точку, потому что не произойдет изменения состава участников рынка.
Заметим, что экономический цикл вреден для монополии, поскольку во время подъема спроса складываются наилучшие условия для проникновения на рынок конкурентов, которые затем попытаются во время фазы спада вытолкнуть нынешнего монополиста с рынка.
В сверхдлинной перспективе монополист изменяет технологию производства, стремясь снизить издержки. Происходит, как правило, снижение и средних, и предельных издержек, в результате происходит рост производства и снижение цен. В этом смысле поведение монополизированного рынка мало отличается от поведения рынка конкурентного. Однако при изменении технологии обычно складывается ситуация, что эффективный масштаб производства также сдвигается вправо. Сдвиг оптимального масштаба производства вправо означает повышение устойчивости монопольного производителя, поскольку он превращается в естественного технологического монополиста.
Все-таки нужно отметить, что у монополиста меньше побудительных мотивов к улучшению производства и снижению издержек, в том числе управленческих, чем у фирмы на конкурентном рынке, поскольку перед монополией не стоит проблема выживания! Поэтому монополия наверняка не будет рассматривать все возможные способы снижения издержек.
Монопольная рента. Устойчивость положения монополиста.
Дискриминация потребителей монополистом.
Вернуться в раздел: Монополия.
ЭконТеор: 2010 - 2018.