Основной функцией государства в макроэкономической теории является предоставление общественных благ (а также тех услуг, которые не являются общественными благами, но благодаря политическим решениям монополизированы государством). Для исполнения этих функций государство закупает блага и нанимает работников.
В течение последней сотни лет произошел существенный рост государственных расходов. Так если в начале 20-го века доля государственных расходов в ВВП составляла около 10%, то в настоящее время эта величина достигает 40–60%.
При этом поведение государства достаточно сложно предсказать, поскольку у него нет объективной целевой функции (вроде максимизации прибыли или полезности). Поэтому в долгосрочной перспективе для описания поведения государства в экономической сфере и на рынке благ, в частности, используется метод сценариев. В нашем случае сценарии строятся на основе прогноза развития ситуации при том или ином сценарии политического развития страны.
Но зато в коротком периоде расходы государства на рынке благ являются фиксированной величиной, поскольку они законодательно зафиксированы при утверждении парламентом бюджета страны на предстоящий год. Т.е. для публики (а значит, и для наших моделей) величина государственных расходов – экзогенная константа.
В среднесрочной перспективе Публика же вынуждена строить среднесрочную модель, пролонгируя в будущее текущие тенденции. И нужно заметить, что в условиях неизменности политического курса такой подход вполне оправдан. Например, если в настоящее время наблюдается такое соотношение:
Где α – показатель сбалансированности бюджета. То вполне возможно, что такая же тенденция сохранится и в будущем, когда ВВП (т.е. y) вырастет.
Кроме прямого воздействия на рынок благ путем закупок для государственных нужд, государство способно воздействовать на рынок благ и косвенным образом.
Связь инвестиций, ожиданий и рисков. Функция инвестиций.
Иностранный спрос и предложение. Чистый экспорт.
Вернуться в раздел: Совокупный спрос фирм и государства.
ЭконТеор: 2010 - 2018.