В длинном периоде на потребление не влияет уровень цен. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, если расходы потребителей полностью определяются доходами в рассматриваемом периоде, то спрос в реальном выражении не будет зависеть от уровня цен или его изменений. А поскольку при долгосрочном анализе доля доходов, используемых при потреблении в следующем периоде, стремится к нулю, то и долгосрочный спрос оказывается независящим от уровня цен.
Другой важной особенностью длинного периода является то, что соотношение между потреблением и доходом не зависит от уровня располагаемого дохода, т.е. основной психологический закон не действует. Вместо этого оказывается, что в долгосрочной перспективе зависимость потребления и дохода имеет вид очень близкий к прямой пропорциональности (с постоянной склонностью к потреблению), т.е.:
Объяснений для такого факта может быть несколько:
В длинном периоде основным фактором, задающим склонность потребителей к сбережению, становится процентная ставка. Причем в расчет нужно принимать лишь долгосрочные изменения процентной ставки (или изменения процентной ставки по очень длинным ценным бумагам), поскольку ее изменения на короткий период времени не позволят потребителям получить больший доход при инвестировании своих сбережений.
Итак, повышение долгосрочной процентной ставки приводит к тому, что :
В результате оказывается, что в долгосрочной перспективе потребление определяется реальной процентной ставкой, т.е. процентной ставкой, в которую внесена поправка на инфляцию :
С учетом линейной зависимости потребления от дохода, эту формулу можно переписать :
Вид этой зависимости можно определить статистическими методами и считать ее при построении моделей экзогенно заданной величиной. Это сделать достаточно просто, поскольку долгосрочная процентная ставка достаточно часто испытывает значительные колебания. В дальнейшем мы попытаемся обосновать величину склонности к потреблению и вид ее зависимости от процентной ставки.
Краткосрочный потребительский спрос. Склонность к потреблению в коротком периоде.
Модели, обосновывающие вид функции долгосрочного потребительского спроса.
Вернуться в раздел: Совокупный спрос потребителей.
ЭконТеор: 2010 - 2018.