Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Предмет и метод || Рынок благ || Финансовый рынок || Рынок труда || ОЭР и Цикл || Инфляция || Госрегулирование || Открытая экономика || Допглавы || Макроэкономика риска || Задачи

Стандартная версия страницы.  

Макроэкономика: Совокупный спрос потребителей.
Долгосрочный спрос потребителей. Долгосрочная склонность к потреблению и сбережению.

В длинном периоде на потребление не влияет уровень цен. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, если расходы потребителей полностью определяются доходами в рассматриваемом периоде, то спрос в реальном выражении не будет зависеть от уровня цен или его изменений. А поскольку при долгосрочном анализе доля доходов, используемых при потреблении в следующем периоде, стремится к нулю, то и долгосрочный спрос оказывается независящим от уровня цен.

Другой важной особенностью длинного периода является то, что соотношение между потреблением и доходом не зависит от уровня располагаемого дохода, т.е. основной психологический закон не действует. Вместо этого оказывается, что в долгосрочной перспективе зависимость потребления и дохода имеет вид очень близкий к прямой пропорциональности (с постоянной склонностью к потреблению), т.е.:

C(y) = β y

Объяснений для такого факта может быть несколько:

  1. Психологическое. Если в краткосрочном периоде наблюдается рост доходов, то люди оказываются просто не готовы к тому, чтобы потратить все деньги, неожиданно свалившиеся на них. В случае долгосрочного роста доходов люди постепенно привыкают к более высоким доходам и находят возможности их расходования.
  2. Макроэкономическое. Краткосрочный рост дохода не воспринимается потребителями как признак того, что доход в будущем будет таким же высоким. Если же рост происходит в длительном периоде, потребители понимают, что в будущем снижения их доходов не произойдет, а значит, для получения максимальной полезности увеличивать сбережение не нужно.

 

В длинном периоде основным фактором, задающим склонность потребителей к сбережению, становится процентная ставка. Причем в расчет нужно принимать лишь долгосрочные изменения процентной ставки (или изменения процентной ставки по очень длинным ценным бумагам), поскольку ее изменения на короткий период времени не позволят потребителям получить больший доход при инвестировании своих сбережений.

Итак, повышение долгосрочной процентной ставки приводит к тому, что :

  1. Возрастает стоимость потребительского кредита. Поэтому, для осуществления крупных покупок потребители начинают сберегать.
  2. Из-за того, что сбереженные деньги преумножаются во все большей степени, потребление в будущих периодах становится более ценным, чем потребление в текущем периоде. И это также увеличивает склонность к сбережению.
  3. Однако у лиц имеющих значительное имущество, но небольшие доходы в текущем периоде, повышение процентной ставки приведет к противоположному эффекту.

В результате оказывается, что в долгосрочной перспективе потребление определяется реальной процентной ставкой, т.е. процентной ставкой, в которую внесена поправка на инфляцию :

C = C(i)

С учетом линейной зависимости потребления от дохода, эту формулу можно переписать :

C = α (i) y
Здесь α - склонность к потреблению, зависящая от процентной ставки.

Вид этой зависимости можно определить статистическими методами и считать ее при построении моделей экзогенно заданной величиной. Это сделать достаточно просто, поскольку долгосрочная процентная ставка достаточно часто испытывает значительные колебания. В дальнейшем мы попытаемся обосновать величину склонности к потреблению и вид ее зависимости от процентной ставки.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Краткосрочный потребительский спрос. Склонность к потреблению в коротком периоде.

  Модели, обосновывающие вид функции долгосрочного потребительского спроса.

Вернуться в раздел: Совокупный спрос потребителей.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.