Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Доклассический период || Классическая школа || Неоклассическая школа || Кейнсианство

Стандартная версия страницы.  

История экономических учений: Теория монополизации и несовершенной конкуренции.
Теории олигополий.

Модели организации рынков Э. Чемберлина и Дж. Робинсон вполне способны описать рынки потребительских товаров или услуг, сложившиеся к 20-му веку. Однако на сырьевых рынках существовала несколько иная ситуация. На рынке оставалось ограниченное число производителей, которые производили одинаковую продукцию, а их объединению в монополии препятствовали объективные причины, в том числе антимонопольная политика государств, заинтересованных в сохранении конкуренции. Данный тип рынков получил наименование «олигополия», и без анализа олигопольных рынков нельзя говорить о построении теории несовершенной конкуренции.

Первым к анализу олигопольных рынков приступил Антуан Огюстен Курно, который сформулировал основные проблемы в анализе олигопольного рынка: 1) Способна ли конкуренция между ограниченным количеством производителей привести к установлению на рынке столь же эффективного уровня цен, как и совершенная конкуренция? 2) Каковы механизмы ценообразования на олигопольном рынке и какие факторы воздействуют на цены? 3) Насколько быстро установится долгосрочная равновесная цена в условиях олигополии.

Курно верно заметил, что в условиях олигополии на решения каждого из участников рынка воздействуют решения, принимаемые (или принятые в прошлом) другими участниками рынка, и в этом основное отличие процессов ценообразования на олигопольном рынке от прочих видов рынков. Но если каждый участник рынка должен учитывать поведение всех остальных, то рынок становится слишком сложно анализировать. Поэтому Курно остановился на анализе самой простой модели олигополии, в которой присутствовали всего два производителя. (В дальнейшем эта модель получила наименование Дуополия Курно.)

Модель дуополии Курно была достаточно простой, поскольку в ней предполагалось, что оба производителя максимизируют прибыль, игнорируя отклик конкурента на свои действия. А это, конечно, не так, поскольку в реальном мире производители способны предположить, как поведут себя конкуренты при снижении цен или увеличении производства. Тем не менее, в своей модели Курно смог показать, что в некоторых случаях достаточно конкуренции всего двух производителей, чтобы установилась эффективная рыночная цена. Но другим важным выводом было то, что установление равновесной цены потребует значительного времени.

 

Важной вехой в развитии теории олигополий стала модель дуополии, разработанная немецким экономистом Генрихом фон Штакельбергом (1905 – 1946). В модели Штакельберга, в отличие от модели Курно, конкуренты находятся в неравном положении, поскольку один из производителей обладает информацией о поведении своего конкурента, а второй производитель такой информацией не обладает. Модель Штакельберга дала противоречивые результаты, поскольку, во-первых, эта модель продемонстрировала, что наличие информации о поведении конкурента приводит к росту производства и снижению цен на рынке, но с другой стороны, эта же модель продемонстрировала, что в подобных условиях производитель, обладающей эксклюзивной информацией получает значительную прибыль от использования этой информации.

С модели Штакельберга начинаются исследования конкуренции в условиях асимметриии информации. Основным итогом этих исследований стала асимметрия распределения доходов при несовершенстве информации и несовершенство и низкая эффективность рынка в этих условиях.

 

Модели Курно и Штакельберга основывались на предположении, что производители меняют свои объемы производства, принимая цену, которую устанавливает рынок. Такая ситуация существует в сырьевых отраслях, где цены определяет биржевой рынок. Но возможен и другой вариант олигополии, когда производители сами назначают цену на свою продукцию, а потребители выбирают производителя с более низкой ценой.

Модель такой олигополии предложил в 1883-м году французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1822 – 1900). В модели Бертрана производители могут повышать или понижать цены, ориентируясь на цены, установленные конкурентом. При этом они, как и в модели Курно, стремятся увеличить свою собственную прибыль.

В модели Бертрана цены также устанавливаются постепенно, зато, в отличие от модели Курно, равновесным будет уровень цен, аналогичный тому, который складывается при совершенной конкуренции. Поэтому из модели Бертрана вытекает, что даже минимальный уровень конкуренции ведет к совершенству рынка. Однако для этого нужно совершенство или симметричность информации.

 

Общая методология анализа олигопольных рынков появилась тогда, когда была разработана теория игр. Особо стоит отметить работу Джона Форбса Нэша Некооперативные игры (1950), в которой были сформулированы общие принципы определения устойчивого состояния равновесия для олигополии. Созданная Нэшем теория позволяет определить состояние равновесие в зависимости от сделанных предположений, а также позволяет доказать устойчивость этого равновесия.

Но теория Нэша не позволяет сказать, насколько эффективной будет сложившаяся рыночная цена, а также сколько времени займет поиск равновесия. Но известно, что для установления устойчивого равновесия Нэша необходимо знание всеми участниками рынка, каковы будут последствия их собственных действий и действий конкурентов. Поэтому, пока все участники рынка не получат такой информации (а этого можно добиться только опытным путем), устойчивого равновесия рынка не будет.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

  Предпосылки возникновения кейнсианства и общая характеристика школы.

Вернуться в раздел: Теория монополизации и несовершенной конкуренции.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.