Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Доклассический период || Классическая школа || Неоклассическая школа || Кейнсианство

Стандартная версия страницы.  

История экономических учений: Маржинализм. Австрийская экономическая школа.
Маржинальная революция. И возврат к классическим принципам.

Данный параграф является вводным ко всему разделу, посвященному неоклассической экономической теории. В нем будут рассмотрены изменения, произошедшие в целях, в предмете и в методе экономической теории в ходе маржинальной революции, а также во время синтеза маржиналистских идей и идей классической политэкономии.

Маржинальная революция в экономической теории произошла в последней четверти 19-го века, причем лишь в самом конце века неоклассическая школа пришла на смену классике. И хотя у маржинализма были предшественники, их работы не были замечены большинством экономистов (и не были восприняты массой практикующих экономистов, финансистов и предпринимателей). Лишь труды А. Маршалла (1890) стали рубежом, после которого неоклассика и маржинализм сменили классическую политическую экономию. Почему именно в это время? Во-первых, потому, что к середине 19-го века наметился кризис в политической экономии (как науке), поскольку на основании теорий стоимости, разработанных в рамках классической экономической школы, невозможно было объяснить формирование и изменения рыночных цен. Во-вторых, потому, что изменилась сама экономика: мир в конце 19-го века вступил в период империализма, а производители в ходе второй промышленной революции впервые в истории капитализма столкнулись с постоянным дефицитом потребительского спроса. Т.е. в рассматриваемое время потребовалось объяснить механизм определения объема спроса и формирования цены.

Со времен А. Смита основными направлениями исследований в экономической науки были вопросы происхождения богатства общества, обеспечения роста общественного богатства, анализ роли различных факторов производства в этом процессе и, до некоторой степени, вопросы оптимизации использования производственных факторов. Можно с полным основанием утверждать, что классическая политическая экономия исследовала процессы экономики на макроуровне, уделяя особое внимание проблемам экономического роста, то есть экономической динамики. При этом методом классической политэкономии был анализ производства и производственных отношений, сопровождающийся игнорированием потребления, которое с точки зрения классиков всегда равно производству. Но уже к моменту расцвета классической школы, реальная экономика продемонстрировала несостоятельность утверждения об автоматическом равенстве спроса и предложения, поскольку в экономике начала проявляться цикличность, т.е. чередование периодов поступательного развития экономики с кризисами перепреизводства.

Возникновение ситуаций недопотребления обязательно должно было переключить внимание экономистов с вопросов производства на вопросы потребления, что и произошло в ходе так называемой маржинальной революции. Маржинальная революция (70-е – 80-е годы 19-го века) – период, во время которого доминирующей доктриной в экономике стал маржинализм, т.е. научное направление, основанное на постулате о том, что меновая стоимость (цена) товаров определяется их предельной полезностью для потребителей (и частных производителей тоже), а также на законе убывающей предельной полезности. Этот закон был независимо открыт в 70-х годах XIX века К. Менгером (австрийцем), С. Джевонсом (англичанином) и Л. Вальрасом (швейцарцем). Суть этого закона всем вам хорошо известна: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (именно ее называют предельной полезностью, а сам термин закрепился и остался в науке навсегда благодаря Ф. Визеру – прим. автора) меньше полезности предыдущей единицы товара.

Вслед за законом убывающей предельной полезности был открыт и закон убывающей предельной производительности факторов производства. Благодаря этому в экономике появилась возможность объяснять с помощью предельного анализа не только потребительский выбор, но и поведение производителей, а также соотношения обмена.

Маржиналисткая революция ознаменовала собой переход экономических исследований с макроэкономического уровня на микроэкономический. То есть основным предметом анализа стало поведение отдельных экономических субъектов (потребителей и фирм)! Вследствие этого новыми стали и вопросы, на которые должна была ответить экономическая теория : "Что и в каких количествах будет потреблять данный человек?"; "Что и в каких количествах будет производить данная фирма?" Т.е. речь идет об обосновании рационального оптимального выбора потребителями и производителями среди множества альтернатив.

В это время классическая школа и маржинализм мирно сосуществовали, поскольку у них были различны предметы исследования.

При дальнейшем развитии маржинализма были открыты законы ограниченности ресурсов, которые позволили обобщить маржиналистскую экономическую теорию для макроэкономического анализа. В результате экономика стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями экономических субъектов и данными ограниченными средствами. Сутью экономической науки стал поиск условий, при которых производственные услуги распределяются с оптимальным результатом между конкурирующими целями. Это вопросы экономической эффективности, и как раз предельный анализ обслуживает данный принцип. Следует добавить, что экономическая модель, которая является предметом маржиналисткого анализа, является статичной, где проблемам экономического роста места нет.

 

Тем не менее, чистый маржинализм не мог быть применен на практике, поскольку он оперировал субъективными характеристиками производителей и потребителей, поэтому например оказывалось, что цена рыночная и объем реализации товара являются случайными величина, зависящими от индивидуальных особенностей субъектов рыночных отношений. Попытки объективизировать и математизировать маржинализм привели в конечном итоге к синтезу идей классической школы и маржинализма в неоклассику.

Неоклассическая экономическая теория утверждает, что стоимость товаров определяется взаимодействием спроса и предложения, носящих объективный характер. Причем, если объективный характер рыночного предложения вытекает из объективного характера предельных издержек производства, то объективный характер спроса является следствием огромности количества потребителей. Но при этом неоклассика для обоснования величины спроса и формы кривой спроса на отдельные товары использует маржиналистский подход к поведению каждого отдельного потребителя.

Появление в экономике функций спроса, предложения, издержек и т.д., носящих объективный характер позволило широко использовать в экономической теории математический аппарат, в частности дифференциальное исчисление и дифференциальные уравнения.

В начале неоклассическая экономическая теория как бы доказала справедливость принципов саморегулируемости рынков и ненужности вмешательства государства в экономику. Однако, очень скоро и в теории, и на практике обнаружилось, что рынок не всегда идеален. Следстивием этого стало возникновение теории несовершенной конкуренции и появление кейнсианской критики неоклассической теории.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Экономические взгляды К. Маркса. Рост экономики и экономические кризисы.

  Предшественники маржинализма.

Вернуться в раздел: Маржинализм. Австрийская экономическая школа.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.