Откуда берется кривая предложения? В предыдущей главе мы выяснили, что если предприятие продает всю свою продукцию по фиксированной рыночной цене, не зависящей от объема производства, тогда оптимальным для этого предприятия объемом производства будет объем, при котором предельные издержки совпадают с рыночной ценой.
Если изменяется цена, тогда изменяется и объем производства (фирма выбирает новый оптимальный объем производства); и поскольку предельные издержки растут с ростом выпуска, то при повышении рыночной цены новый оптимальный объем выпуска будет больше, чем старый:
Таким образом, присутствует объективная зависимость величины предложения продукта от цены. И эту зависимость называют функцией или кривой предложения. Изображают кривую предложения так же, как кривую спроса : объем предложения откладывают вдоль горизонтальной оси, а цену – вдоль вертикальной.
А поскольку с ростом цены растет и предложение, то основным свойством функции предложения является ее положительный наклон.
Краткосрочная и долгосрочная кривые предложения. Поскольку на долгосрочном и краткосрочном временных интервалах у фирмы разные функции предельных издержек, то и кривые предложения в короткой и длинной перспективе различаются. При этом, поскольку в долгосрочной перспективе фирма может оптимизировать производство за счет варьирования большего числа производственных факторов, то наклон кривой предложения будет уменьшаться при росте продолжительности временного интервала. А в сверхдлинной перспективе кривая предложения станет почти горизонтальной.
В тоже время, на очень коротких промежутках времени индивидуальное предложение абсолютно неэластично, т.е. кривая предложения оказывается вертикальной прямой, и несмотря на рост цены, предложение на изменяется. Чем же это объясняется? Дело в том, что в реальной экономике производство занимает некоторый промежуток времени, поэтому сегодня на рынок поставляется товар, решение о производстве которого было принято достаточно давно. И объем продаж этого товара определялся ценой, существовавшей в момент начала производства.
Рассмотрим теперь очень-очень длинный промежуток времени. Если цена товара на рынке будет в течение этого промежутка времени хоть сколько-нибудь выше, чем сверхдолгосрочная величина средних издержек, тогда предприятие сможет наращивать объем производства (путем мультиплицирования производственных мощностей) с очень незначительными потерями в эффективности. А значит, в этом случае кривая предложения оказывается почти горизонтальной. Если же цена оказывается меньше этого уровня, то предприятие неизбежно будет вынуждено уйти с рынка, так как оно будет постоянно терпеть убытки, а убытки оно может терпеть лишь до тех пор, пока у него не израсходован капитал.
Свойства индивидуальной кривой предложения.
Вернуться в раздел: Кривая предложения.
ЭконТеор: 2010 - 2018.