В современной экономике производство благ (т.е. товаров и услуг) осуществляется как отдельными людьми (физическими лицами), так и предприятиями (лицами юридическими). При этом микроэкономика учитывает только те блага, которые производятся с целью дальнейшей продажи (обмена) на рынке. Физические лица, осуществляющие производство благ, действуют в своих собственных интересах; в то время как юридические лица действуют в интересах своих владельцев.
Но при этом поведение лиц, осуществляющих производство благ на продажу, сходно между собой, независимо от того, является ли производитель физическим или юридическим лицом. (И это не теоретический вывод, а практическое наблюдение!) И одновременно считается, что поведение этих лиц коренным образом отличается от поведения потребителей, поскольку в сфере производства происходит формирование дохода, а не его распределение, как в сфере потребления. Хотя, конечно, физические лица, действующие в сфере производства, до некоторой степени учитывают и свои потребительские предпочтения, особенно если они не используют наемный труд и решают задачу распределения времени между трудом и отдыхом.
В начальной стадии развития капитализма, основной организационной формой производства было частное предприятие (т.е. ферма, ремесленная мастерская или мануфактура ). Это предприятие было создано для того, чтобы приносить доход своему владельцу. В результате экстраполяции этой ситуации на более сложные организационные формы производства в экономической теории и возникло утверждение, что предприятия действуют так, чтобы приносить максимальный доход (прибыль) своим владельцам.
Однако имеются некоторые исключения. Среди исключений можно выделить :
Как рассчитывать доход? Приносимый предприятием доход с точки зрения предприятия – это его прибыль экономическая или бухгалтерская. Для владельца же – это дивидендные платежи и изменение стоимости предприятия, выражающееся в росте курса ценных бумаг предприятия. В современном мире эти величины не эквивалентны из-за того, что прибыль не обязательно превращается в дивиденды!
Итак, считается, что все производители преследуют сходные цели и эти цели коренным образом отличаются от целей потребителей. Поэтому всех производителей благ, независимо от их природы и организационной формы, производящих блага не для личного потребления, а для продажи объединяют понятием “фирма”. Которое выступает синонимом термина “производитель”.
Несколько замечаний :
Дополнительны факторы производства : Сырье и Полуфабрикаты.
Вернуться в раздел: Производственная Функция.
ЭконТеор: 2010 - 2018.