Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Введение || Поведение потребителя || Производственная функция || Прибыль и Предложение || Совершенная конкуренция || Монополия и олигополия || Рынки ресурсов || Эффективность рынка

Стандартная версия страницы.  

Микроэкономика: Монополистическая Конкуренция.
Географическая модель. Линейный город.

Модель линейного города является предельно упрощенной моделью для рынка монополистической конкуренции, однако оказывается, что эта модель неплохо описывает конкуренцию нескольких фирм в малых населенных пунктах, вытянутых вдоль какой-нибудь крупной магистрали.

В линейном городе количество потребителей в рыночной нише радиуса R прямо пропорционально этому радиусу.

В модели линейного города у фирмы может быть либо один близкий конкурент, либо два. В первом случае, величина pmax равна цене ближайшего конкурента плюс R b. И как только цена нашей фирмы оказывается ниже pmax, она целиком занимает свою «родную» нишу, при более низкой цене борется с ближайшим конкурентом и, наконец, при цене

pmax – 2 R b побеждает его, в этот момент наша фирма захватывает всю нишу соседа.

 

В модели линейного города мы можем определить, какое географическое положение будет наиболее выгодным для фирмы.

Будем вначале рассматривать рынок, на котором действуют всего две фирмы. При этом будем считать, что положение и цена продукта у одной из них зафиксированы. А другая выбирает свое положение и назначает при этом оптимальную цену. Для простоты будем считать, что первая фирма находится правее центра города, а вторая – левее первой.

Если х1 и х2 – координаты двух фирм в линейном городе; p1 и p2 – установленные ими цены; k – коэффициент, показывающий плотность потребительского спроса; тогда при предположении о том, что совокупный рыночный спрос фиксирован, мы получаем линейную форму зависимости спроса от цены:

Q = k [ 0,5 x1 + 0,5 x2 + 0,5 (p1 – p2) / b ]

Если оптимальная цена соответствует монопольной, тогда увеличение x2 автоматически увеличивает прибыль, так как растут и оптимальный выпуск и цена. Если же оптимальная цена равна pmax, тогда 2-я фирма получает только ту часть рынка, которая слева от нее, и поэтому:

Q = k x2;   p2 = p1 + b x1 – b x2

Чем ниже транспортные издержки, тем больше будет величина x2, т.е. тем ближе будут стремиться фирмы расположиться друг к другу. При этом, если у второй фирмы предельные издержки значительно ниже, чем цена установленная первой фирмой, 2-я фирма будет стремиться приблизиться к первой и вытеснить ее с рынка.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Географическая модель. Выбор производителя.

  Основные факторы, определяющие предложение труда.

Вернуться в раздел: Монополистическая Конкуренция.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.