Модель линейного города является предельно упрощенной моделью для рынка монополистической конкуренции, однако оказывается, что эта модель неплохо описывает конкуренцию нескольких фирм в малых населенных пунктах, вытянутых вдоль какой-нибудь крупной магистрали.
В линейном городе количество потребителей в рыночной нише радиуса R прямо пропорционально этому радиусу.
В модели линейного города у фирмы может быть либо один близкий конкурент, либо два. В первом случае, величина pmax равна цене ближайшего конкурента плюс R b. И как только цена нашей фирмы оказывается ниже pmax, она целиком занимает свою «родную» нишу, при более низкой цене борется с ближайшим конкурентом и, наконец, при цене
pmax – 2 R b побеждает его, в этот момент наша фирма захватывает всю нишу соседа.
В модели линейного города мы можем определить, какое географическое положение будет наиболее выгодным для фирмы.
Будем вначале рассматривать рынок, на котором действуют всего две фирмы. При этом будем считать, что положение и цена продукта у одной из них зафиксированы. А другая выбирает свое положение и назначает при этом оптимальную цену. Для простоты будем считать, что первая фирма находится правее центра города, а вторая – левее первой.
Если х1 и х2 – координаты двух фирм в линейном городе; p1 и p2 – установленные ими цены; k – коэффициент, показывающий плотность потребительского спроса; тогда при предположении о том, что совокупный рыночный спрос фиксирован, мы получаем линейную форму зависимости спроса от цены:
Если оптимальная цена соответствует монопольной, тогда увеличение x2 автоматически увеличивает прибыль, так как растут и оптимальный выпуск и цена. Если же оптимальная цена равна pmax, тогда 2-я фирма получает только ту часть рынка, которая слева от нее, и поэтому:
Чем ниже транспортные издержки, тем больше будет величина x2, т.е. тем ближе будут стремиться фирмы расположиться друг к другу. При этом, если у второй фирмы предельные издержки значительно ниже, чем цена установленная первой фирмой, 2-я фирма будет стремиться приблизиться к первой и вытеснить ее с рынка.
Географическая модель. Выбор производителя.
Основные факторы, определяющие предложение труда.
Вернуться в раздел: Монополистическая Конкуренция.
ЭконТеор: 2010 - 2018.