Здесь пойдет речь о том, как фирмы приходят на рынок и как уходят с него, а также описывается жизненный цикл фирмы с неизменной технологией на рынке совершенной конкуренции.
Продолжим рассмотрение ситуации, которую закончили рассматривать в предыдущем параграфе. Считаем, что спрос (в смысле кривая спроса) до сих пор остается выше, чем в исходный момент. И цена также превышает исходный уровень, хотя и незначительно. Поскольку цена достаточно долго превышала равновесный уровень, на рынок выходят новые производители, и на длинном промежутке времени производимый ими товар начинает влиять на рыночное равновесие. При этом приходу новых производителей не мешают барьеры входа на рынок.
Новые производители повышают предложение и это приводит к медленному снижению цены, а снижение цены вынуждает ранее присутствовавших на рынке производителей сократить объем выпуска до долгосрочного оптимума, т.е. до объема производства, при котором достигается минимум средних долгосрочных издержек.
А теперь рассмотрим фирму, которая входит на рынок со своей технологией производства и существует пока не разорится, не меняя эту технологию.
Пункт 1. Решение о выходе на рынок. Так выход на рынок не связан с издержками, то новая фирма должна принимать решение о выходе на него как только цена товара оказывается достаточной, чтобы приносить прибыль новому производителю при каком-нибудь объеме производства. Однако, на самом деле, даже на рынке совершенной конкуренции новая фирма будет выходить на рынок, только тогда, когда средне- или долгосрочная цена товара будет способна приносить ей прибыль.
Пункт 2. Первоначальный объем производства. При выходе на рынок фирма принимает для себя решение о масштабе производства, исходя из собственной функции долгосрочных предельных издержек и долгосрочной цены товара на рынке. В идеале фирма устанавливает масштаб производства на оптимальном уровне, дающем минимальные издержки. Тем не менее, хотя мы заявляем о полном отсутствие барьеров при входе на рынок, на практике оптимальный в долгосрочном плане объем производства может быть недостижим!
Пункт 3. Прибыль и расширение производства. Если фирма выходит на рынок с той же технологией, что и ее конкуренты, тогда она получает экономическую прибыль лишь в течение короткого времени, пока спрос не будет насыщен; а затем ее прибыль или убыток будет зависеть от флуктуаций спроса. Но если она вышла на рынок с новой, более эффективной технологией, тогда фирма будет получать прибыль в течение длительного времени. Если первоначально масштаб производства был ограничен, например из-за недостатка капитала, тогда получение прибыли при реализации продукции ведет к расширению масштабов производства.
Пункт 4. Стабильное существование. После того, как фирма достигла оптимального масштаба производства начинается ее стабильное существование на рынке. При этом ее прибыль испытывает случайные флуктуации при колебаниях спроса. А базовый уровень прибыли зависит от того, какую технологию производства она использует. Если фирма вышла на рынок с более прогрессивной технологией, чем ее конкуренты, тогда с течением времени появляются и другие фирмы с аналогичной технологией. Это будет приводить к постепенному вытеснению фирм с устаревшей технологией и одновременному снижению цен на рынке.
Пункт 5. Фаза устаревания технологии. Но когда-нибудь наступает момент, в который появляется новая еще более эффективная технология производства; и на рынок начинают выходить производители, имеющие меньшие издержки и способные предложить потребителю рассматриваемый товар по более низкой цене. Выход новых фирм постепенно приобретает массовый характер и под давлением растущего предложения происходит снижение долгосрочной рыночной цены. Тем не менее наша фирма наблюдает, что прибыль сокращается и она начинает чаще получать экономический убыток. Но еще в течении какого-то времени она остается на рынке, по крайней мере, до тех пор, пока ее менеджерам и владельцам не станет ясно, что при новом долгосрочном уровне цен она не конкурентоспособна.
Пункт 6. Уход с рынка. Фирма должна уходить с рынка совершенной конкуренции, как только цена оказывается ниже уровня ее минимальных средних издержек. Однако ей мешают сделать это следующие факторы:
Тем не менее, в какой то момент времени руководство компании осознает, что при новом долгосрочном уровне цен оно не в состоянии получать прибыль и сворачивает производство. Заметим, что на рынке совершенной конкуренции у производителя нет такого стимула, чтобы задержаться на рынке, как необходимость удерживать место на нем, поскольку, выйдя с этого рынка, он всегда может вернуться обратно, а если бы существовали входные барьеры, то возвращение на рынок было бы затруднено, и фирма должна была бы держаться за свое место из всех сил, даже работая в убыток, а может быть, даже не покрывая переменные издержки.
Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочной перспективе.
Формальные модели для фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Вернуться в раздел: (Двусторонний) Рынок совершенной конкуренции.
ЭконТеор: 2010 - 2018.