Стандартная версия страницы.
Макроэкономика: Совокупный спрос потребителей.
Потребительский спрос и ожидания. Потребительский спрос и неопределенность.
В предыдущих параграфах рассматривалось несколько моделей потребительского спроса, в которых предполагалось знание потребителями будущих экзогенных параметров моделей, таких как их будущий доход, будущий уровень цен, процентная ставка и зарплата. Однако, в реальной экономике потребители не знают будущих значений этих параметров и строят вместо этого их оценки на основании своего опыта, изменений значений этих параметров в прошлом, а также на основе своих ощущений.
Нужно заметить, что ожидания потребителей очень неоднородны; они меняются в зависимости от множества параметров, таких как доход, уровень образования, место работы, место жительства и т.д. Поэтому в макроэкономические модели входят агрегированные ожидания потребителей, которые оценивают с помощью разнообразных индексов потребительских ожиданий. Если в течение долгого времени собирается статистика по значениям индексов ожиданий, то можно построить эконометрическую модель, в которой связь между текущим потреблением сектора домохозяйств и значениями этих индексов будет обнаружена статистическими методами.
Рассмотрим поподробнее разные виды ожиданий и их влияние на потребление.
- Инфляционные ожидания, т.е. ожидания изменения уровня цен, в частности ожидания ускоренного роста цен. Инфляционные ожидания приводят к росту потребления в той мере, в какой рост цен означает снижение реальной процентной ставки. Но некоторое влияние на потребительский спрос может иметь отказ от денег в качестве имущества при усилении инфляционных ожиданий.
- Ожидания экономического роста и роста собственных доходов. Ожидание роста доходов всегда ведет к усилению потребления и ослаблению накопления. Это можно увидеть, подставив во все представленные здесь модели ожидание будущего дохода, которое выше, чем этот доход.
- Ожидания процентной ставки. Ожидание повышения процентной ставки вызывает усиление процесса сбережения, поскольку означает большее увеличение полезности, приносимой инвестированными деньгами в будущих периодах. Но в некоторых условиях возможен обратный эффект.
- Ожидания заработной платы. Ожидаемый рост заработной платы приводит к снижению склонности к накоплению, одновременно снижая предложение труда в текущем периоде.
- Ожидание роста неопределенности. Если потребители предполагают увеличение неопределенности макроэкономических параметров, то, поскольку в совокупности потребители являются лицами, избегающими риск, реакция потребителей будет такой по направлению, как при : а) росте инфляции, б) замедлении экономического роста и снижении доходов; в) снижении процентной ставки.
Ожидания неопределенности являются оценкой неопределенности, которую дают ей потребители. Поэтому мы можем использовать их, когда пытаемся ввести фактор риска в макроэкономическую модель.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
Неоклассическая функция спроса. (Связь потребления с предложением труда.)
Функция сбережений.
Вернуться в раздел: Совокупный спрос потребителей.